+7 926 283-03-03

Адрес: м. Савеловская, ул. Правды, 24, корпус 3


РАМОЧНЫЕ БАРАБАНЫ (FRAME DRUMS)

Рамочные барабаны – это самые древние музыкальные инструменты. Они очень просты по строению, но при этом звуки, извлекаемые с помощью рамочных барабанов, сильно воздействуют на человека, на его душу и сознание. Как правило, рамочные барабаны круглые, обод изготавливается из дерева и покрывается кожей животных. Также иногда к деревянному ободу добавляются металлические кольца и пластины для создания дополнительного звона. Рамочные барабаны бывают самых разных размеров. На больших барабанах обычно играют мужчины, и они используются во время духовных церемоний или на празднованиях. На барабанах среднего размера играют женщины. Рамочные барабаны появились на Ближнем Востоке и в Индии и оттуда перекочевали в средневековую Европу по мере распространения исламской культуры. Сходство названий рамочных барабанов в этих регионах доказывает их единую историю и единое происхождение.

АЗЕРБАЙДЖАН

Ghaval (гавал) – это азербайджанский рамочный барабан, используемый в фольклорной музыке. Азербайджанский поэт-музыкант – аших – поет и играет на гопузе (gopuz – девятиструнная лютня с длинным грифом; в Иране, Турции и Индии этот музыкальный инструмент называется сазом/saz), при этом в качестве аккомпанемента часто используется гавал. Таким образом, традиционный музыкальный ансамбль в Азербайджане состоит из певца, который играет на гавале, и двух музыкантов, один из которых играет на таре (tar – лютня с длинным грифом), а другой – на каманчэ (kamancheh – скрипка). В современных ансамблях, разумеется, музыкантов может быть гораздо больше, при этом часто также используется нагара (naghara – разновидность цилиндрического барабана, который еще называют армянским долом /dhol/).

Гавал аналогичен персидской dayereh (даерэ). Он представляет собой деревянный обод с натянутой на него кожей, хотя в современных гавалах мембрана делается из пластика, т.к. кожа слишком чувствительна к переменам влажности. К ободу гавала также прикрепляются металлические кольца для создания звенящего звука. Гавал гораздо больше западного бубна, но при этом меньше персидского дафа. Ostad Latif Tahmasebi-zadeh считается основателем современного способа игры на гавале.

Основные ритмы
В азербайджанской фольклорной музыке четыре базовых ритма:
Diringi (“диринджи”): легкий ритм для танцевальной музыки, хотя также иногда используется и в песнях. Играет и в быстром, и в медленном темпе, в зависимости от целей выступления. Diringi аналогичен персидскому ритму Reng (рэнг). Счет на 6.
Yalli (“ялли”): еще один простой ритм для различных ритмических композиций в инструментальной музыке и песнях. Счет на 4. 
Lazgi (“лязги”): самый известный азербайджанский ритм, отсюда название танца – “лезгинка”. Играется в среднем и быстром темпе. Используется только в инструментальной музыке. Счет на 6. 
Mahni (“махни”): это ритм для вокальной музыки. Mahni аналогичен персидскому Tasnif (“тасниф”). Счет на 6.

АРМЕНИЯ

Dap (дап) – рамочный барабан от большого размера до среднего без металлических колец по ободу. Очень похож наDuff (дафф). Обычно используется в классической и фольклорной музыке. Другие написания этого названия – Daf иDef.

АФГАНИСТАН

В Афганистане самый популярный рамочный барабан называется daira (дайра) - аналогичен персидской Dayereh (даерэ).

АФРИКА (СЕВЕРНАЯ – МАГРИБ)

Bendir (бэндир) - рамочный барабан севера Африки, особенно региона Восточных Берберов. Алжирские и марокканские оркестры, исполняющие как современные, так и традиционные музыкальные формы, обычно имеют пару инструментов в своем составе. Bendir представляет собой скрученный деревянный кусок, длиной 40-50 см, с натянутой тугой кожей. Играют на нем руками.

БРАХИЛИЯ

В Бразилии символом карнавальной культуры является Pandeiro (пандэйро) – большой и тяжелый бубен.
Натягиваемую на обруч кожу можно перестраивать. Металлические кольца тяжелее тарелочек, вставленных в корпус барабана, и инвертированы по отношению друг к другу. Они выдают более сухой звук, который хорошо подходит для исполнения танцев самба и босса нова.

ЕГИПЕТ И АРАБСКИЕ СТРАНЫ

Rig (риг) – маленький рамочный барабан, внешне напоминающий бубен. Используется в классической, эстрадной и танцевальной музыке. Другие написания этого названия - Riqq, Req, Rik и Rikk.

Mazhar (мазхар) – басовая версия Riq. Используется в классической, эстрадной и танцевальной музыке.

Duff (дафф) – рамочный барабан большого диаметра без металлических колец по ободу, используется для басового ритмического аккомпанемента. Другие написания этого названия - Daf, Deff и Taf. Эти наименования, а также старинное название рамочного барабана Tof, по-видимому, имеют одинаковые корни.

Tar (тар) – рамочный барабан с одной мембраной, при игре используются обе руки. Часто в ободе делается отверстие для большого пальца левой руки. Этот барабан встречается во всех странах Северной Африки и имеет множество разных наименований, одно из которых (наиболее часто употребляемое) – Tar. Также этот барабан встречается в балканских странах и на Ближнем Востоке. Традиционный стиль игры на этом барабане: барабан держится в руках мембраной к играющему, при игре используются пальцы обеих рук. Иногда также играют палочками. Тары с кожаной мембраной очень чувствительны к высокой температуре, поэтому их нельзя оставлять в течение длительного времени на солнце или в автомобиле. Если мембрана слишком туго натянута, ее необходимо смочить водой.

ИРАН (ПЕРСИЯ)

Daf (даф) – один из древнейших рамочных инструментов в Азии и Северной Африки. Считается, что это инструмент суфиев, который использовался при проведении ритуальных церемоний. Не так давно даф стал очень популярен в фольклорной музыке Персии.

Dayereh (даерэ) – персидский рамочный барабан. В разных областях Ирана он называется немного по-разному, например, Dariye в Касхане, Dizeh в Боджнорде, Deyreh в Бирджанде, Das-Dayereh в Мазандаране, Dayereh в Бушехре, Dara в Дезфуле и Diyareh в Талеше.

ИНДИЯ

В Индии множество разных типов рамочных барабанов, один из них – Daf (даф). На индийском дафе играют палочками. Это довольно большой рамочный барабан, около 60см в диаметре, без металлических колец по ободу. Обычно используется в фольклорной музыке, но редко в каких бы то ни было других стилях. Часто также называется dapphu (даппху), daffali (даффали).

Kanjira (канджира) – маленький рамочный барабан из Южной Индии. Представляет собой деревянный обод с натянутой на него кожей ящерицы и с одним металлическим кольцом, присоединенным к внутренней поверхности обода. Кожа натянута довольно свободно и при игре ее можно подтягивать для получения нужной высоты звука.

ИРЛАНДИЯ

Bodhran (бойран) - традиционный ирландский рамочный барабан. Звук извлекают небольшой палочкой с двумя головками, называемой tipper (типпер); более старая техника игры только руками сейчас встречается редко. В ирландских пабах иногда попадаются инструменты с прикрепленными к раме колокольчиками. Поверхность bodhran часто украшают сложными орнаментами, превращая его в произведение искусства.

ТАДЖИКИСТАН

Doira (дойра) – рамочный барабан, аналогичен персидской Dayereh (даерэ).

ТУРЦИЯ

В Турции множество разных видов рамочных барабанов. Один из них – Tef (тэф), аналогичен персидскому дафу (Daf). Еще одна разновидность рамочного барабана в Турции – Mazhar (мазар).

УЗБЕКИСТАН

Dayera (даера) – рамочный барабан, аналогичен персидской Dayereh (даерэ).

Мы в социальных сетях: группа «Этнобит» и группа «Дарбука» Vkontakte, наша страничка на Facebook

©2015-2008 Ethnobeat.ru

Design Art-heart.ru