Во время игры мы прижимаем ее к левому боку.
Из левого ребра Адама Бог создал Женщину – то великое чудо,
которое нас вдохновляет, дарит любовь, страдания и жизнь.
Не только очертания женского тела,
но и саму ее стихию и страсть повторила собой дарбука.
От удара чанга и дафа мое сердце разгорается желанием встречи с тобой,
Ибо в каждом, кто обтянут кожей, есть любовь Божья
В 14 веке появилась первая дарбука или, как ее называют на Востоке, египетская табла – односторонний барабан среднего размера с сильным и глубоким звуком. В Средние века дарбуки делали из керамики, на которую натягивали козлиную кожу или, реже, толстую верблюжью. Своеобразный звук можно было получить на мембране из тонкой рыбьей кожи. Позже дарбуки стали вырезать из кипяченых стволов деревьев. Корпуса же современных инструментов делают из легких металлов, например, алюминия или меди, а мембрану из специального пластика.
С древних времен дарбуки с кожаными мембранами настраивали, нагревая у огня. От тепла мембрана натягивается, звук меняется, после чего дарбука может выступать в роли сольного барабана, который традиционно звучит выше остальных барабанов. Дарбуки с пластиковыми мембранами не нужно настраивать перед каждым выступлением. Это делается один раз. Мембрану натягивают до получения нужного звука специальными ключами.
Барабан на Востоке – не просто музыкальный инструмент, это – хранитель исторических традиций и постоянный спутник человека. Существуют азиатские и африканские ритмы, которые, не меняясь, веками звучат на свадьбах, поднимают боевой дух воинов, отмечают рождение детей, религиозные действия, смену календаря и другие традиционные торжества.
Обычно дарбука выступает солирующим инструментом на фоне дафа, тамбурина и цимбал, играющих базовые ритмы. Восточные танцы живота немыслимы без участия дарбуки. Высшим пилотажем для танцовщицы считается импровизация под барабанное соло, где телом нужно отбить каждый удар таблы.
Часто дарбуку называют думбеком, хотя это несколько разные музыкальные инструменты. Тем не менее, название прижилось, так же, как и термин "табла". Отсюда получается некоторая путаница. Думбеки обычно чуть крупнее и тяжелее дарбук, и звук, соответственно, на них более низкий. Что касается таблы, то если уж и употреблять этот термин, то правильнее говорить "табл" - это общее название для всех барабанов в арабских странах. А именно "табла" - это индийский барабан, точнее два барабана, и техника игры на табле кардинальным образом отличается от техники игры на табл, т.е. на дарбуке или думбеке.
Можно много говорить и писать об изяществе дарбуки, о ее неповторимом голосе, но это все не то. Дарбуку нужно держать в руках, слушать ее звуки, доверять ей себя, свою душу...
Здесь будут рассказаны только самые-самые основы техники игры на дарбуке, что будет интересно тем, кто еще ни разу не брал этот инструмент в руки, а более детальную информацию о всех возможных ударах и ритмах см. в разделе ритмы.
Итак, на дарбуке играют обеими руками, причем высота извлекаемого звука зависит от точки на мембране, по которой приходится удар. Основными ударами являются “D-T-K”, где D (читается "Dum") - низкий звонкий удар правой рукой ближе к центру, рука должна быть плоской, пальцы вместе. T (читается “Te”) - высокий звонкий удар правой рукой по краю, рука должна быть плоской, пальцы не соединены. И, наконец, удар К (читается “Ka”), аналогичный удару Т, но выполняется левой рукой. Соответственно маленькие t (читается “tek”) и k (читается “ka”) – это те же самые удары, но не акцентированные.
Обучение игры на дарбуке чаще всего начинается с изучения семейства египетских ритмов "максум", куда входит сам “максум”, затем “белиди” и, наконец, “саиди”.
Слово "максум" означает "сломанный пополам". Простой "максум" является основой для многих других ритмов. Он имеет особое значение в современной и фольклорной музыке Египта. В восточных музыкальных композициях с перкуссионным аккомпанементом очень часто можно услышать отчетливую ритмическую форму "максума" [DT-TD-T-].
1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+- D T - T D - T - == базовый D T t k T D t k T tk == наполненный D T k T D k T - == "идущий" максум D T k T D k T - tk == "идущий" максум c "мостиком"
“Белиди” – это более фольклорная версия “максума”, характеризуется двумя отчетливыми D в начале фразы. Иногда также называется "maSmuudii saghiir" (т.е. "маленький масмуди"). Слово "baladi” означает “провинциальный”, “устаревший”. “Белиди” обычно играется более медленно, чем “максум”.
1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+- D D - T D - T - == базовый D D t k T D t k T t k == наполненный
И, наконец, “саиди” – еще один ритм из группы “максума”. Он выделяется двумя D в середине фразы. Этот ритм очень популярен в верхнем Египте (т.е. в южном Египте – по направлению течения Нила). Как правило, играется быстро и с сильными акцентами. Обычно используется для аккомпанемента Tahtib (“татиб” – мужской ритуальный танец с палкой) или танцам живота (особенно для танцев с тростью, которые, по сути, являются пародией на мужскую версию этого танца).
1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+- D - T D - D T - == базовый D - T - t k-D - D - t k-T - t k == наполненный