+7 926 283-03-03

Адрес: м. Савеловская, ул.  Бумажный проезд 19, стр.3


КОТЛООБРАЗНЫЕ БАРАБАНЫ (KETTLEDRUMS)

Котлообразные барабаны широко распространены по всей Средней Азии. Такой барабан представляет собой полусферический котел, изготовленный из глины, дерева или металла с натянутой на него кожей. Как правило, на котлообразных барабанах играют специальными палочками. После установления мусульманства в Средней Азии во всем исламском мире для обозначения котлообразных барабанов стало использоваться слово naghghareh (нагхарэ). Считается, что слово naghghareh произошло от арабского глагола naghr, что значить ударять и бить (а в современной Турции барабаны Naghghareh называются Nakkare). Некоторые поэты также упоминали термин naghghareh, среди них – один из величайших поэтов Персии, Молана Руми. Таким образом, многие современные названия котлообразных барабанов имеют общий корень со словом naghghareh.

АЗЕРБАЙДЖАН

В Азербайджане котлообразный барабан носит название Ghosha-Naghara (гоша-нагара), что в буквальном переводе означает пара. Также в Азербайджане существует котлообразный барабан под названием Timplipito (тимплипито), внешне напоминающий две спаренные маленькие нагары (см. Иран).

ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ

По мере распространения ислама котлообразные барабаны перекочевали во многие страны Азии, Африки и Европы. В Европе они впервые появились во время Крестовых походов (XIII в). Арабское слово Naghghareh превратилось во французское Nacaires, итальянское Naccheroni и английское Nakers. Вот, например, средневековое описание Nakers (нэйкерс): “Они были более или менее полусферическими, 15-25 см в диаметре. Часто на них играли парами, а сами барабаны подвешивались на шею спереди у музыканта. Как правило, для игры на этих барабанах использовали барабанные палочки. Основное применение нэйкеров – ритм для маршировки, но также они иногда использовались и для танцевальной, камерной музыки, а также как аккомпанемент для песен. В настоящее время котлообразные барабаны называются tympani/timpani (тимпаны). Они стали использоваться в оркестровой музыке в середине XVII века.

ЕГИПЕТ И ДРУГИЕ АРАБСКИЕ СТРАНЫ

В арабских странах, в том числе в Египте, котлообразные барабаны называются Naqqarat (наккарат). Так же, как и все котлообразные барабаны, Naqqarat представляет собой полусферический котел, обтянутый кожей. Всегда идет в паре с другим Naqqarat, причем один чуть больше, а другой – меньше. Эти барабаны использовались во время церемоний Мавлави, а во время правления династии Аббасидов и Фатимидов в Египте, наккараты использовались для призвания всех праведных мусульман в молитве пять раз в день. В современных фольклорных ансамблях до сих пор играют на маленьких Naqqarat.

ИНДИЯ

Считается, что индийская табла (tabla) является гибридом от таких инструментов, какpakhawaj (пакавадж), dholak (долак) и naqqara (наккара). Техника игры на табле напоминает одновременно технику игры на всех этих трех инструментах, так же как и в физическом строении таблы просматриваются все три барабана.

Так же как и у всех котлообразных барабанов, табла представляет собой два спаренных барабана. Меньший называется tabla (табла), больший басовый – dagga (дагга). Иногда их также называют dayan (даян) и bayan (баян), что означает – правый/левый относительно исполнителя. Dagga – латунный хромированный горшок, покрытый кожей с кожаными ремнями для настройки; по строению очень напоминает pakhawaj. Корпус tabla делают из дерева shisham или красного дерева, который покрывают кожей; по строению tabla очень напоминает naqqara.

Кожаные ремни по бокам инструмента и деревянные колышки используют для настройки. Голова каждого барабана состоит из основной мембраны с кольцевой внутренней и черным пятном в центре, называемым syahi (произносится see-ah-hee). Такая структура в сочетании с разнообразными техниками игры обеспечивают уникальное звуковое разнообразие.

ИРАН (ПЕРСИЯ)

Kus – это большой персидский котлообразный барабан. Он представляет собой пару барабанов, изготовленных из глины, дерева или металла в форме полусферического котла с натянутой на него кожей. На кусе играли кожаными или деревянными палочками (кожаные палочки назывались daval – давал). Обычно кус носили на спине лошади, верблюда или слона. Он использовался во время праздничных мероприятий, военных маршей. Также он часто выступал как аккомпанемент к карнаи (karnay – персидская труба). Персидские эпические поэты упоминали кус и карнаи при описании сражений прошлого. Также на многих старинных персидских полотнах можно увидеть изображения куса и карнаи. Появление этих музыкальных инструментов ученые относят к 6 в. до н.э.

После установления мусульманства в Персии, там также стал использоваться термин naghghareh для обозначения котлообразных барабанов. В разных областях Ирана можно встретить разные по размеру барабаны Naghghareh:

Naghghareh-ye-Shomal (северный нагхарэ)
На севере Ирана играют на котлообразном барабане под названием Naghghareh-ye-Shomal (нагхарэ-э-шомал). В Мазандаране (область Ирана) он также называется Desarkutan (дэзаркутан). Desarkutan представляет собой пару маленьких барабанов. Остов барабана выполнен из глины, и внешне он напоминает полусферическую чашу. Один барабан чуть больше другого. Большой барабан называется bam (бэм), а маленький – zil (зил). Соответственно, bam – это басовый барабан, а zil – используется для получения высоких звуков. Диаметр bam составляет около 22см, а диаметр zil – около 16см. На оба барабана натянута коровья кожа, хотя в прошлом для мембраны использовалась кожа кабана. На барабанах играют деревянными палочками. Длина палочек – от 25 до 27 см, а диаметр – от 1 до 1,5 см. Соответственно, более толстая палочка используется для игры на большем барабане, а тонкая – на меньшем. Serna (серна – название персидского гобоя в области Мазандарани, аналогична sorna/сорна) сопровождается одним или двумя Desarkutan. На этих инструментах играют во время свадебных церемоний, спортивных состязаний и т.д. Desarkutan не используется как сольный инструмент.

Naghghareh-ye-Fars
В Фарсе (область Ирана на юго-западе) играют на котлообразном барабане под названием Naghghareh-ye-Fars (нагхарэ-э-фарс), который четь больше, чем обычный Naghghareh.

Naghghareh-ye-Sanandaj
В городе Санандадж (Курдистан – область на северо-западе Ирана) играют на котлообразном барабане, который называется Naghghareh-ye-Sanandaj (нагхарэ-э-санандадж). Он похож на Naghghareh-ye-Fars и также чуть больше обычного Naghghareh.

Naghghareh-Khaneh
Khaneh в переводе означает дом, комната, место и т.д. В Иране было много разных видов Naghghareh-Khaneh (нагхарэ-канэ) в зависимости от места, где объявляли о важных новостях, таких как победа, траур, рождение младенца-мальчика, восход и заход солнца и др. Naghghareh-Khaneh также называется Kus-Khaneh (кус-канэ) или Naubat-Khaneh (набат-канэ).

Персия также считается родиной для котлообразного барабана Timplipito (тимплипито). Он представляет собой две спаренные нагары маленьких размеров: два крошечных глиняных горшочка, обтянутых тонкой козлиной кожей или пузырём быка. Оба горшочка, обычно разных размеров, тесно соединены между собой кожаными ремешками и живописно раскрашены яркими цветами. Высота горшочков чаще всего не подчинена никаким уставам и всецело зависит от личных намерений строителя. Различие между горшочками заключается в поперечнике среза горшочка и, следовательно, в объёме звучащей поверхности кожи. Поперечник большого горшочка обычно приближается к 23 см, а поперечник малого – едва ли достигает 15 см. Несколько суховатая, чуть пощёлкивающая звучность тимплипито отличается совершенно удивительной окраской и ни с чем не сравнимой прелестью. Играют на этом инструменте двумя тоненькими деревянными палочками, выточенными наподобие “козьих ножек”, а иногда просто пальцами, и в соответствии с музыкальным рисунком пользуются одним или двумя горшочками. Тут же любопытно заметить, что для настройки инструмента музыканты пользуются подогреванием горшочков, а европейцы – лёгким увлажнением кожи водой. Оба горшочка начинают тогда издавать звук, находящийся в отношении близком к квинте. 
Примечание:   Timplipito также еще встречается в Грузии, Азербайджане и близлежащих странах Средней и Малой Азии.

КУБА

На Кубе существует котлообразный барабан Timbales (тимбалес), который представляет собой пару барабанов из металлических или деревянных пластин, по которым стучат палочками. Один из барабанов обычно настроен выше другого. Были разработаны в конце XVIII века как замена европейскому timpani (тимпани) и встречаются в регги, джазе и других современных стилях.

ТУРЦИЯ

В Турции котлообразный барабан называется Nakkare (наккарэ - маленький барабан, на котором играют руками или палочками). Большой котлообразный барабан называется Kus (кус), он аналогичен персидскому кусу (Kus).

УЗБЕКИСТАН

В Узбекистане котлообразный барабан называется Naghara (нагара).
Dul-Naghara (дул-нагара) – это большой котлообразный барабан, который издает низкий громкий звук (т.е. "tum");
Rez-Naghara (рез-нагара) – маленький котлообразный барабан, который издает высокий громкий звук (т.е. "tak");
Kosh-Naghara (кош-нагара) – маленький спаренный котлообразный барабан: пара глиняных горшков с натянутой козлиной кожей.

Мы в социальных сетях: группа «Этнобит» и группа «Дарбука» Vkontakte, наша страничка на Facebook

©2015-2008 Ethnobeat.ru

Design Art-heart.ru