Одна из особенностей традиционной музыки узбеков заключается в том, что она объединяет два крупных пласта - это собственно фольклорная музыка и изустно-профессиональное творчество. Фольклорная музыка, являющаяся коллективным творением народа, характеризуется многогранностью тематики и разнообразием жанров, среди них детские песни ("Бойчечак", "Рамазон"), обрядовые ("Ер-ер", "Туй муборак", "Навруз", "Суст хотин"), плачи-причитания, трудовые ("Куш хайдаш", "Хуш-хуш", "Чарх"), колыбельные (алла), бытовые (терма и кошук), песни-диалоги (лапар), песенно-танцевальные (ялла), лирико-протяжные (ашула).
Необыкновенно разнообразны национальные музыкальные инструменты - кобуз, най, сурнай, карнай, доира, дутар, танбур, нагора, уд, чанг-кобуз и др., и традиционная инструментальная музыка - это простейшие сигналы, усули, пастушечьи наигрыши, обрядовая и необрядовая сольная и ансамблевая музыка.
Изустно-профессиональная музыка отличается сложностью и совершенством формы, развитостью мелоса и богатством исполнительских стилей. Творцами этой музыки были яркие представители узбекского народа, прошедшие традиционную школу мастерства "устоз-шогирид" (созанда, хонанда, катта ашулачи, сказители, макомисты). Катта ашула, эпос, макомы, продолжают бытовать и в наши дни - свидетельством тому репертуар профессиональных ансамблей, обучение традиционному исполнительству в музыкально-учебных заведениях, проведение международных и республиканских конкурсов по жанрам традиционной музыки.
Богатство разновидностей жанров традиционной музыки узбеков расширилось еще за счет локальных стилей. Различаются 4 локальные зоны - Фергано-Ташкентская, Бухарско-Самаркандская, Кашкадарьинско-Сурхандарьинская и Хорезмская, своеобразие которых выражается в бытовании музыкальных жанров и музыкального инструментария, в музыкальном диалекте и исполнительстве.